VST и VSTi
В последнее время чрезвычайно популярными стали аудиоэффекты, обработки и
виртуальные инструменты, реализованные программным путем и работающие в режиме
реального времени. Они могут представлять собой как самостоятельные приложения,
так и плагины, предназначенные для использования из других приложений —
приложений-хостов. Вообще плагины — нечто несамостоятельное, некий подключаемый
"довесок" к программе или устройству, благодаря чему эта программа или
устройство получает новые возможности. Приложение-хост — это та программа,
которая позволяет подключать к себе плагины. Взаимодействие хоста с плагином
регламентируется интерфейсом прикладных программ (Application Programming
Interface — API). В настоящее время наиболее популярными "музыкальными" API на
платформе PC можно считать VST и DX.
DX — технология, обеспечивающая взаимодействие приложений-хостов с виртуальными
эффектами и инструментами (синтезаторами; сэмплерами; эффектами, управляемыми по
MIDI, и др.) посредством интерфейса прикладных программ Microsoft DirectX. После
установки DX-плагинов в систему они становятся доступными из любых приложений,
позволяющих использовать данную технологию.
В равной степени распространены VST-плагины. VST — Virtual Studio Technology —
API фирмы Steinberg. Virtual Studio Technology изначально разрабатывалась для
применения в программных продуктах Steinberg (в частности, в Cubase VST).
Поэтому нет ничего удивительного в том, что и программа Cubase SX ориентирована
на работу с VST-плагинами.
Вообще с поддержкой плагинов различных стандартов в Cubase SX дела обстоят
следующим образом:
в полной мере поддерживаются VST-плагины (и эффекты, и инструменты - VST1);
DX-плагины поддерживаются с ограничениями: Cubase SX не отличает DX-плагины
эффектов от плагинов инструментов DXi, поэтому применение DXi из Cubase SX нам
не представляется возможным; не поддерживается автоматизация параметров
DX-плагинов.
Все плагины фирмы Steinberg поддерживают стандарт VST. Наиболее мощные по
возможностям и качеству звучания (поэтому и наиболее популярные) плагины третьих
фирм поддерживают оба стандарта: и DX, и VST. Поэтому в дальнейшем мы будем
говорить только о применении VST-плагинов.
Инсталляция VST-плагинов, входящих в поставку Cubase SX, осуществляется во время
установки самой программы Cubase SX, и вам не нужно прикладывать никаких усилий
для того, чтобы эти плагины в дальнейшем были доступны. Если же вы собираетесь
инсталлировать дополнительные плагины, то следует понимать, что для Cubase SX
важно, чтобы программные модули плагинов находились в определенной папке. По
умолчанию это C:/PROGRAM FILES/STEINBERG/CUBASE SX/VSTPLUGINS. В случае
необходимости можно указать другую папку, используемую для хранения плагинов, и
дать Cubase SX команду обновить информацию о плагинах. Дело в том, что в
настройках каждого приложения-хоста имеется путь к папке с VST-плагинами. У
разных приложений этот путь по умолчанию разный. И если вы хотите использовать
одни и те же VST-плагины из разных приложений, то в настройках каждого из них
должна быть указана одна и та же папка.
VST-инструменты (VSTi) — это, по существу, плагины, управляемые по протоколу
MIDI. Для того чтобы задействовать в Cubase SX какой-либо виртуальный
инструмент, требуется выполнить минимальное количество действий: подключить
плагин VSTi к проекту и выбрать на одном из MIDI-треков в качестве выходного
порта виртуальный MIDI-порт данного инструмента.
У каждого VST-инструмента есть свои особенности. Большинство
из инструментов уникально: в них используются различные типы синтеза звука, они
отличаются архитектурой и методами обработки генерируемого звука. Многие из них
обладают собственным, как правило, ни с чем не совместимым набором
MIDI-контроллеров. Однако перечень этих контроллеров, банков и патчей может
передаваться в приложение-хост. В этом случае вы обращаетесь к требуемому
контроллеру уже не по номеру, а по его названию. Выбирать и корректировать
тембры удобнее всего в окне самого VST-инструмента. Все настройки
VST-инструмента, сделанные в этом окне, сохраняются непосредственно в проекте.
Мультитембральными VST-инструментами можно управлять по нескольким MIDI-каналам
с нескольких MIDI-треков. Для того чтобы свести к минимуму задержку между
поступлением MIDI-команды VST-инструменту и ее реализацией в звуке, требуется
достаточно мощный процессор и звуковая карта с ASIO-драйверами. Однако если вы
не собираетесь играть на VST-инструменте с клавиатуры, то эта задержка значения
не имеет. На MIDI-треке, управляющем VST-инструментом, вы располагаете партию
для данного инструмента, записав ее нотами или с помощью отпечатков клавиш.
Можно записать партию с MIDI-клавиатуры на другой трек, озвучиваемый аппаратным
синтезатором, а затем перенести на трек, управляющий VST-инструментом. При
воспроизведении проекта приложение-хост учтет то, что VST-инструменты
откликаются с запозданием, и будет посылать MIDI-команды для них чуть раньше,
чем для других MIDI-инструментов. В результате VST-инструменты будут звучать
синхронно со всем сонгом.
Что касается субъективного качества звука, генерируемого виртуальными
синтезаторами (и VST-инструментами, в частности), то оно зависит исключительно
от разработчиков. Существует множество виртуальных синтезаторов с возможностями
игрушки. Но попадаются и такие, которые не уступают по качеству звучания своим
аппаратным прототипам, а по возможностям и гибкости в управлении оставляют их
далеко позади.
Если вы работаете с аппаратным синтезатором, то для "переброски" MIDI-партии
этого инструмента на аудиотрек или в WAV-файл требуется делать внутреннее
пересведение: нужно воспроизводить MIDI-треки, относящиеся к данному
синтезатору, и одновременно записывать звучание синтезатора на аудиотрек.
Качество записи при этом зависит от самого синтезатора, соединительных кабелей и
качества АЦП звуковой карты. А цифровые выходы имеются далеко не у всех
"железных" синтезаторов.
Совсем другое дело — виртуальные инструменты. Вы можете сами определять формат
звуковых данных проекта Cubase SX. Соответственно все виртуальные инструменты
будут работать в заданном формате. При этом ничто не мешает вам использовать 24
бита для представления звукового сигнала. И никакого шума.
Итак, вы можете использовать VST-инструменты и добиться серьезных результатов,
обладая всего лишь компьютером с достаточно мощным процессором и звуковой картой
с минимальными возможностями. Стоимость такой домашней студии гораздо меньше,
чем студии с несколькими аппаратными синтезаторами и сэмплерами. Единственные
два требования к звуковой карте состоят в том, что она должна обеспечивать
качественное аналого-цифровое преобразование для записи вокала и живых
инструментов и качественное цифро-аналоговое преобразование для мониторинга (вы
должны слышать результаты своих действий).