Как оживить музыку трека?
Выразительные средства музыкального языка
Трекер накладывает на музыканта, который с ним работает, ряд жестких
ограничений. Прежде всего, это четкий темп, который жестко задается в самом
начале работы над произведением - и большинством трекерщиков, как ни прискорбно,
не меняется с течением музыки вообще. Далее, размер (т.е. количество сильных
долей в такте) - сама структура паттерна по умолчанию подразумевает, что
композитор будет пользоваться размерами 2/4 или 4/4. Как правильно заметил Manwe/SandS,
трекер позволяет обойти это ограничение визуально, но не все этим пользуются -
лишь у нескольких музыкантов я слышал 7/8 и 3/4. К счастью, ограничение на
количество каналов уже практически отсутствует. В этой части статьи речь пойдет
о том, какими средствами можно обойти как вышеназванные, так и некоторые другие
условности, связанные прежде всего с толкованием трекера как инструмента для
написания исключительно электронной музыки.
Динамическое развитие
Под динамикой в теории музыки понимается, как уже упоминалось, громкость звука.
В процессе развития музыкальной мысли динамические оттенки играют немаловажную
роль.
Теория музыки определяет следующие основные термины для определения динамики: p
(piano, пиано) - тихо, pp (pianissimo, пианиссимо) - очень тихо, mp (mezzo piano,
меццо пиано) - не очень тихо, mf (mezzo forte, меццо форте) - не очень громко, f
(forte, форте) - громко, ff (fortissimo, фортиссимо) - очень громко, dim (diminuendo,
диминуэндо) - постепенно затихая, cresc (crescendo, крещендо) - постепенно
увеличивая громкость.
Трекер предоставляет очень удобные возможности для управления динамикой:
колонка громкости (volume column) для установки громкости конкретного звука,
команды скольжения громкости (volume slide) для создания эффекта постепенного
увеличения/уменьшения громкости (crescendo/diminuendo), команды изменения общей
громкости (global volume) для общего изменения динамики, огибающие (evenlope)
для программирования общих правил изменения громкости инструмента.
Соответственно, динамика может изменяться как для одного/нескольких каналов,
представляющих один инструмент, так и для всех каналов. Вот некоторые способы
динамического развития:
Внутри фразы (аналогично ударению на какой-то слог или слово в человеческой
речи);
Внутри крупного построения (выделение динамикой какой-либо отдельной фразы);
Плавное изменение динамики (crescendo или diminuendo) - помогает нагнетать
напряжение или, напротив, успокаивать звучание;
Общий фейд (fade): "вползание" музыки или, напротив, ее постепенное затухание
(например, в самом конце);
Создание контрастных элементов в музыке (сопоставление различных образов или
частей через ярко выраженную динамическую границу - первый образ тихо, второй -
сразу громко или наоборот);
Разделение темы и сопровождения (тема, т.е. мелодия, практически всегда должна
быть на переднем плане).
Темповое развитие
Темп - величина, показывающая, насколько быстро или медленно исполняется
произведение. В теории музыки существуют определенные основные термины для
обозначения темпа и его изменения: largo (ларго, широко) - самый медленный темп,
adagio (адажио, спокойно) - медленно, andante (анданте, в ритме шага) -
спокойно, allegro (аллегро, весело) - быстро, presto (престо, скоро) - очень
быстро, piu mosso (пиу моссо, более оживленно) - скорее, meno mosso (мено моссо,
менее оживленно) - медленнее, rit (ritenuto, ритенуто) - постепенно замедляя.
Для изменения темпа в трекере можно пользоваться тремя основными способами:
командой скольжения темпа (tempo slide) для постепенной смены темпа, командой
изменения темпа (set tempo) для мгновенной смены темпа и командой задержки
ноты/паттерна (note/pattern delay) для приостановки движения музыки. Учтите, что
в ряде трекеров имеется еще такая величина, как скорость (speed) - она
показывает, сколько единичных отсчетов (frames или ticks) приходится на один ряд
паттерна. По умолчанию эта величина обычно равна 6, и я рекомендую использовать
либо ее, либо кратные 3 величины для того, чтобы темп произведения
соответствовал или был кратным общепринятым величинам. Это может пригодиться при
сведении tracker+MIDI.
Вот некоторые способы темпового развития:
Агогика - небольшие отклонения от темпа в процессе исполнения музыкального
произведения. Используется, чтобы придать "движение" фразе.
Изменение темпа для развития образа (часто используется одновременно с
изменением динамики, но не всегда) - ускорение нагнетает напряжение, замедление
успокаивает;
Общее замедление под конец большой части или всего произведения - классическая
традиция, очень хорошо звучит в качестве утверждения финального звука/аккорда;
Сопоставление контрастных образов/частей (аналогично динамике);
Создание сложных смешанных размеров или сложных ритмических фигур (например,
триолей, когда на одну четверть вместо двух восьмых приходятся три, равномерно
распределенные).
(по совету Manwe/SandS) Создание свинга - постоянного смещения темпа по
отношению к сильной доле (темп как бы "гуляет").
Мелодическое развитие
Несомненно то, что ведущая роль в формировании музыкальной мысли принадлежит
мелодии, о которой я уже упоминал в предыдущей части статьи. Пожалуй, самым
затруднительным для многих композиторов является именно написание хорошей,
запоминающейся мелодии, которая, к тому же, несла бы в себе определенный
эмоциональный заряд, призванный донести до слушателя содержание произведения.
Как уже упоминалось, мелодия легко делится на фразы - такие части, которые можно
отделить друг от друга цезурой, или как бы дыханием. Естественно, это касается и
инструментальной музыки - достаточно представить, что вы поете свою мелодию. О
том, как именно можно писать мелодию, речь пойдет чуть позже, а пока - несколько
общих рекомендаций по возможностям ее разработки:
Изменение регистра (перенос мелодии на октаву выше или ниже либо же передача ее
другому инструменту);
Создание подголоска (как бы второй мелодической линии, звучащей одновременно с
основной мелодией, но прописанной другими нотами);
Использование нескольких мелодических тем (для формирования разных образов);
Употребление альтерированных звуков (т.е. таких звуков, которые не входят
в основной звукоряд выбранной вами тональности, если, конечно, вы пишете
тональную музыку :));
Комбинация скачков и плавного голосоведения (плавное голосоведение - это когда
между двумя соседними нотами мелодии расстояние не больше полутора-двух тонов,
т.е. терции; скачки - все, что больше этого расстояния);
Использование ритмических вариаций (см. ниже);
Выбор направления голосоведения для формирования смыслового развития (если
мелодия идет вверх, напряжение нагнетается и наоборот; может использоваться
вместе с вышеперечисленными динамическими и темповыми способами развития).
Ритмическое развитие
Под ритмическим развитием подразумевается варьирование ритмических фигур,
т.е. комбинаций длинных и коротких нот. Напомню, что основными длительностями
являются (в порядке уменьшения): целая, половинная, четверть, восьмая,
шестнадцатая, тридцать вторая. Реже используются бревис (равен двум целым) и
мелкие длительности (1/64 и короче). Если о длительности говорят, что она "с
точкой" (т.е. "четверть с точкой"), то, следовательно, она звучит в полтора раза
длиннее. Отмечу, что в трекере, в отличие от MIDI, трудно сказать сразу, какая
нота является четвертью, а какая - восьмой, ибо размер такта (т.е. структурной
единицы музыки от одного сильного ударения до следующего; в такте в зависимости
от размера может быть 4/4, 3/4, 7/8 и т.п.) не привязан жестко к длине паттерна
и может быть равен как 1/8, так и всему паттерну. Поэтому условимся для среднего
темпа (90-140, spd=6) четвертью считать звук, тянущийся между каждыми 8 рядами.
Вот способы ритмического развития:
Использование сложных ритмических рисунков: пунктир (четверть с точкой +
восьмая), синкопа (восьмая + четверть с точкой), триоль (3 восьмые на 1
четверть), квинтоль (5 восьмых на 1 четверть) и т.п.;
Сжатие/разрядка ритма (при прежнем темпе и сопровождении мелодия звучит в 2 раза
быстрее или медленнее);
Смещение фразы или мотива (кусочка фразы) в паттерне относительно предыдущего
проведения (вносит разнообразие);
Использование разных длительностей для формирования образа (длинные ноты создают
спокойный, скорбный, созерцательный образ, короткие - яркий, быстрый, острый) -
может использоваться вместе с динамическим, темповым и мелодическим развитием
для усиления/ослабления напряжения.
Использование пауз (они помогают разделять фразы и более крупные построения,
вносят разнообразие в мелодию, используются для имитации некоторых живых
инструментов);
Создание вариаций (т.е. нескольких вариантов одной и той же темы, различающихся
незначительно в плане ритма, мелодии, фактуры и пр.).
Тембровое развитие
Тембр позволяет отличить звучание одного инструмента от других.
Использование разных тембров вносит в аранжировку определенное разнообразие,
дает возможность для гибкого создания образа. Трекер изначально задумывался как
многотембровая программа; он предоставляет богатые возможности для работы с
сэмплами и инструментами. При написании музыки важно следить за тем, чтобы
баланс голосов был соблюден, иначе возникает опасность либо завалить
произведение в область низких частот, лишив его "полетности", либо убрать ту
базу, на которой держится вся гармония (т.е. убрать бас). Перечислю несколько
способов тембрального развития:
Формирование образов - если использовать "живые" инструменты, то по их звучанию
можно довольно легко определить, какой из них что символизирует. Это и теплый
тембр кларнета, и пасторальный звук гобоя, и полный внутренних переживаний
скрипичный тембр, и грандиозный, торжественный орган. Электронные музыкальные
инструменты тоже можно использовать для формирования образа исходя из их
звучания;
Смешивание тембров (например, рояль+струнные) - помогает создать
необычные сочетания из взаимодополняющих инструментов;
Изменение тембров за счет подмены инструментов - например, длинный
пассаж, поочередно проходящий у низких валторн, фагота, кларнета, флейты и
флейты-пикколо (самый высокий инструмент из перечисленных) - позволяет расширить
диапазон пассажа (т.к. один инструмент его не смог бы сыграть) и внести
логическое развитие в произведение;
Создание вариаций (см. выше);
Придание определенной атмосферы произведению (например, slap bass очень хорошо
оттеняет все современные направления джаза; блюз почти немыслим без саксофона и
т.д.);
Введение дополнительных тембров для усиления кульминации.